Детская агрессия
Агрессия – это инстинктивная форма поведения, поэтому она в различной степени присуща любому человеку. Это не то, от чего надо избавится, а то, что надо поддерживать и воспитывать. Агрессия нужна человеку для выживания, защиты, достижения целей. Но, человек, в отличии от животного, учится трансформировать свои агрессивные импульсы и выражать их социально приемлемым способом.
Важно подчеркнуть, что взрослым не следует подавлять агрессию детей , ведь это естественное и необходимое для человека чувство. Запрет на проявление агрессивных эмоций ведет каутоагрессии (причинение вреда самому себе) или появлению психосоматических заболеваний.
Следует учить ребенка не подавлять агрессию, а контролировать, трансформировать ее. Важно, чтобы человек умел отстаивать свои права и мнение, мог защитить себя, не ущемляя при этом интересы других людей.
Для этого, предлагаю рассмотреть различные причины агрессивного поведения.
Рассматривая причины агрессивного поведения детей, можно выделить три основных аспекта:
- семейные причины
- личные причины
- ситуативные причины
1. Семейные причины:
– Непринятие детей родителями
Иногда случается, что родители не готовы к появлению малыша. Беременность нежеланная. Но, по определенным причинам, малыш появляется на свет. И даже, если ребенку не говорят, что его «не ждали», что его появление сильно осложнило жизнь взрослых, малыш, прекрасно осведомлен об этом, ведь он «считывает » информацию с жестов, интонаций, улавливает общую атмосферу в семье и настрой матери. Такие дети пытаются во что бы то ни стало доказать свое право на существование, завоевать любовь родителей, как правило, делают это довольно агрессивно.
– Неблагоприятная атмосфера в семье
Если супруги постоянно ругаются, обвиняют друг друга, зачастую используя ребенка как аргумент в свою пользу, то такая жизнь становится настоящим испытанием для малыша. Его мир (мама, папа, семья) становится очень нестабильным, катастрофа может случиться в любую минуту. Часто ребенок пытается примирить родителей, как бы беря на себя ответственность за их совместное существование, что, разумеется, является непосильной ношей для его психики. Такой ребенок живет в постоянном напряжении, страдая от конфликта между самыми близкими людьми. Накопившиеся негативные эмоции находят свое выражение в асоциальном поведении (драках в детском саду, школе и пр.). Но это еще и бессознательный способ объединить родителей, удержать их вместе, пока они решают проблему ребенка – они семья.
– Неуважительное отношение к личности ребенка
Нетактичные замечания, насмешки, некорректная унизительная критика, оскорбления – все это вызывает гнев и ярость у любого человека, и ребенок – не исключение! Неуважение к личности ребенка, пренебрежение к его потребностям и чувствам, порождают серьезные комплексы, вызывают неуверенность в себя, своих силах.
– Чрезмерный контроль и жесткость со стороны родителей
Чрезмерная требовательность, властность родителей, стремление во всем управлять своим чадом, подавляют волю ребенка, не дают возможности проявить себя. Результатом такого воспитания становятся агрессивное поведение «угнетенного» ребенка в адрес других детей и взрослых. В данном случае агрессия ребенка – это протест против существующего положения вещей, ситуации подчинения. Ребенок пытается отстоять свое «Я».
– Избыток или недостаток внимания со стороны родителей
Когда в семье ребенку позволяется все, его балуют, стремятся предупредить все его желания, потакают любым его капризам, то такой малыш просто не знаком с правилами поведения в обществе, не воспринимает слова «нет». Он привык, что все вертится вокруг него и требует этого от окружающих. А когда сталкивается с реальным положением вещей (школа, детский сад), где надо адекватно взаимодействовать с другими людьми, тут-то и начинаются проблемы. Ребенок реагирует вспышкой гнева, если его каприз не выполняется.
У детей вечно занятых родителей, агрессивные вспышки направлены на того, чтобы любым способом, даже таким деструктивным, привлечь внимание родителей. Им катастрофически не хватает родительской заботы. Они действуют по принципу: «лучше пусть ругают, чем не замечают».
– Запрет на физическую активность
Дети по природе своей активны. И их энергия должна находить выход. Если поведение ребенка жестко контролировать, требовать чтобы он всегда вел себя смирно, не давать ему физически разгрузиться, поиграть, побегать, пошуметь, то последствия не заставят себя ждать. Такой ребенок станет не только агрессивным, но и совершенно неуправляемым. Его агрессия будет обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно.
Активные, темпераментные дети часто становятся объектом жалоб воспитателей и других детей в детском саду. Важно не принимать скоропалительных решений. Поговорите с ребенком, возможно, его кто-то обидел. А он пока еще не научился правильно реагировать на ситуацию и вследствие своего «бурного» темперамента дерется или сломал игрушку.
2. Личные причины:
– Детско-материнская связь
Часто за помощью обращаются родители, дети которых проявляют немотивированную, не понятно чем вызванную агрессию. Чаще всего во время беременности и в период ухода за младенцем мать переживала какой-то личный кризис, не чувствовала достаточной защищенности, была очень тревожна, не уверенна в стабильности своего положения, чрезмерно волновалась за свое будущее и будущее своего ребенка. У младенцев еще не дифференцированно «Я матери» и свое собственное «Я». Психически он как бы слит с матерью. В результате у ребенка не формируется базовой уверенности в безопасности мира. Такой ребенок боится мира, бессознательно ждет нападения и защищается, как может и как умеет. Такой малыш может ответить агрессией на неожиданное прикосновение, даже самое ласковое и исходящее от родного человека.
– Неуверенность в собственной безопасности
Когда родители заняты собой или выяснением собственных отношений, а ребенок предоставлен самому себе, у него может возникнуть неуверенность в собственной безопасности. Он начинает видеть опасность даже там, где ее нет, становится недоверчивым и подозрительным. Семья и дом не дают ему необходимой степени защиты и гарантии стабильности. А результатом становится проявляемая к месту и не к месту агрессивность, возникающая то от неуверенности в себе, то от чувства страха и ожидания нападения.
– Недовольство собой
Ребенку необходимо чувствовать и слышать, что его любят и ценят. Отсутствие эмоционального поощрения, повалы, поддержки от родителей приводит к тому, что ребенок не научается любви к себе. Человек, который не любит себя, считает себя не достойным любви, не любит и других. И потому агрессивное отношение к миру с его стороны вполне логично.
3. Ситуативные причины
Часто дети ведут себя агрессивно в ответ на какую-либо текущую ситуацию. Плохо себя чувствуют, не выспался, обиделся на кого-то или что–то.
Особо чувствительные и впечатлительные дети могут выдавать агрессивные реакции как следствие общего, а также нервного или эмоционального переутомления.