Подростковый кризис
Подростковый кризис – очень важный этап в жизни и развитии как самого ребенка так и семьи. «Подросток» — это слово произносится зачастую со страхом и смятением. А между тем, подростковый возраст призван решать важные жизненные задачи. Хотелось бы остановить внимание в этой статье на таком актуальном в нашем обществе процессе как отделение подростка от семьи.
Ведь это важнейшая предпосылка для достижения эмоциональной зрелости, самостоятельности, возможности принять ответственность за свою жизнь на самого себя. В случае не разрешения этой наиважнейшей задачи впоследствии можно предполагать либо полное эмоциональное отстранение молодого человека, либо установление довольно мучительной амбивалентной связи: отделяюсь – чувствую вину – присоединяюсь обратно – чувствую гнев.
При всей важности процесса отделения, редко когда этот период проходит без осложнений, т.к. семье сложно бывает отпустить ребенка. Это может происходить по разным причинам. Во многих семьях ребенок выполняет функцию смысла жизни для матери. Отделение его от семьи делает ее жизнь бессмысленной, ей некого опекать, соответственно незачем жить. Помимо возможного решения через ребенка проблемы смысла жизни, за повышенной заботой о ребенке могут стоять стремление к контролю и власти, поиск любви и привязанности, удовлетворение потребности в социальном престиже. Иногда ребенок сглаживает своим присутствием проблему нарушенных взаимоотношений между родителями.
Затруднено отделение и в том случае, если в семье имеются нарушения структурно-ролевого характера. Наиболее частый вариант этого – проигрывание ребенком роли отсутствующего или плохо играющего свою роль члена семьи. Например, в семье с эмоционально отстраненным отцом мать подключает на
его роль сына. Или же в неполной семье меняются ролями дочь и мать. Соответственно мать в детской позиции отчаянно сопротивляется отделению дочери, служащей ей опорой. Причин возможного нарушения так много, что в редкой семье отделение подростка осуществляется совсем бесконфликтно.
Условно, можно выделить этапы отделения подростка от семьи:
Первый этап (11-12 лет) характеризуется наличием у подростка конфликта между потребностью в зависимости и стремлением к автономии. Он, с одной стороны, сопротивляется проявлениям заботы и ласки от родителей, а с другой – проявляет желание, чтобы его баловали.
Второй этап – реализация отделения (трудно указать возраст, так как переход к этой стадии может затянуться на всю жизнь). Подросток доказывает всем: миру, родителям и самому себе собственную независимость. Чаще всего это происходит через уход в оппозицию, критику всего того, что делается и говорится родителями. Причем бурные реакции родителей только усиливают стремление к эмансипации у подростков. Длительность этой стадии определяется временем, необходимым родителям для принятия факта взросления подростка.
На первый план выступает важность общения, активно проявляется желание завоевать уважение и место в группе сверстников. Опыт общения, приобретенный в подростковом возрасте, играет важную роль при вступлении в самостоятельную жизнь.
Авторитетность родителей в глазах подростка значительно снижается, что необходимо и является вспомогательным фактором для успешного отделения от семьи.
Третий этап – бурные эмоциональные реакции на отделение. Здесь могут возникать чувства вины, гнев, депрессивные реакции, взаимный страх потери любви. Родителям необходимо эмоционально поддерживать подростка, дать возможность проявить самостоятельность, инициативу, взращивать в себе чувство гордости и радости от достижений взрослеющего ребенка.
Четвертый этап. Взрослые уже признают за подростком право на самостоятельность, исчезает внешнее буйство и ранимость. Подросток сосредотачивается на своей индивидуализации (встает вопрос «кто я?», «какой я?»). Здесь очень важно, чтобы подросток имел положительный пример среди значимых взрослых.
Подростковый кризис нужен и важен не только детям, но и их родителям. Этот период – этап подготовки родителей к тому моменту, что ребенок покинет дом и будет жить самостоятельно.
Это возможность подумать о своей собственной жизни, о ее смыслах и задачах, о супружеских взаимоотношениях. Реализовались ли вы в личной жизни, профессии, чем будете жить дальше? Часто это время у родителей сопровождается чувством страха. «Ребенок – вырастает и уже не нуждается во мне как раньше. Что дальше?» Но важно помнить, что страх – это не только неприятная, пугающая эмоция. Страх – это вызов и задача!
Индийская пословица гласит: ребенок — гость в твоем доме — накорми, обучи и отпусти.